Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 15 человек

Методические рекомендации по обеспечению использования  социально-педагогической технологии «Социальное расследование» при принятии решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении

Дата: 12 сентября 2017 в 11:31

Методические рекомендации

по обеспечению использования  социально-педагогической технологии «Социальное расследование» при принятии решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении

Настоящие рекомендации предлагаются с целью:

реализации прав детей на получение своевременной, квалифицированной, профессиональной помощи в случае ущемления их прав и законных интересов;

обеспечения качественного межведомственного процесса сбора и всесторонней оценки специалистами государственных органов и организаций информации о случаях насилия и /или неудовлетворения нужд детей, оценки и обеспечения их безопасности, рисков повторения случаев насилия и /или неудовлетворения нужд детей, и положения семьи для определения обоснованных путей решения выявленных проблем.

Социальное расследование – это процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Субъектами социального расследования являются ребенок, предположительно находящийся в опасности, и его законные представители.

Предметом социального расследования являются случаи жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка.

Цель социального расследования – установление фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком и/или неудовлетворения его основных жизненных потребностей, обеспечение безопасности ребенка.

Задачи социального расследования:

собрать максимально полную и достоверную информацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка;

обеспечить меры по защите ребенка;

оценить ресурсы (возможности) и потребности семьи и ребенка;

определить мероприятия по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:

собеседования с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;

комиссионные посещения ребенка на дому;

включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;

подготовка и реализация индивидуального плана
защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, плана по защите прав несовершеннолетнего, либо межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Социальное расследование проводится с соблюдением следующих принципов: вовлечение членов семьи и значимого окружения ребёнка; уважение прав родителей; сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями; сбор полной и точной информации; конфиденциальность.

Порядок (алгоритм) действий специалистов при организации работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите:

  1. Прием сообщений о семейном неблагополучии.
  2. Первичная оценка поступившей информации.
  3. Оценка безопасности и обеспечение безопасности ребенка на этапе социального расследования.
  4. Оценка рисков нахождения ребёнка в семье.
  5. Принятие решения по случаю.
  6. Комплексная оценка положения семьи (при признании ребенка находящимся в социально опасном положении).
  7. Оформление карты социального расследования.

1. Прием сообщений о семейном неблагополучии.

В районе должен быть организован приём информации о предполагаемых случаях семейного неблагополучия.

Специалист, ответственный за приём сообщений, обязан внести полученную информацию о случае в журнал сообщений о семейном неблагополучии по следующей форме:

№ п/п

Дата получения сообщения

Источник

Краткое содержание информации

Дата проверки (перенаправ-ления) информации

Результат

Дата ответа сообщивше-му

Приме-чание

Специалисты, принимающие информацию, должны знать критерии и показатели социально опасного положения ребенка, наличие которых свидетельствует о неблагополучии ребенка, а также уметь установить доверительные отношения, чтобы получить как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, например, ограничивается кратким телефонным разговором.

Если сообщение свидетельствует о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, специалисты должны в течение часа вступить в непосредственный контакт с пострадавшим ребенком, используя при необходимости помощь со стороны органов внутренних дел.

Следующие этапы работы организуются по сообщениям в отношении несовершеннолетних, не признанных находящимися в социально опасном положении.

При поступлении сообщения в отношении несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, целесообразно организовать комиссионное обследование условий его проживания и воспитания с привлечением органа, направившего сообщение и иных заинтересованных с направлением письменного запроса об участии. В данном случае оформляется акт посещения семьи, который подписывают все члены комиссии, информация вносится в журнал сообщений, ответ направляется сообщившему с приложением копии акта.

2. Первичная оценка поступившей информации.

Первичное рассмотрение и оценка поступившей информации проводится педагогическими работниками учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, или социально-педагогического центра, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.

Педагогические работники для проверки сообщения должны в течение 1 дня вступить в непосредственный контакт с ребенком, его родителями, родственниками, оформляется информация об изучении положения несовершеннолетнего.

В ситуациях, когда специалисты не смогли вступить в контакт с семьей по причине отсутствия реакции или отказа от сотрудничества с ее (семьи) стороны, учреждения образования должны привлекать органы внутренних дел, прокурора, чтобы установить местонахождение пострадавшего ребенка, получить к нему доступ.

3. Оценка безопасности и обеспечение безопасности ребенка на этапе социального расследования.

При первом посещении семьи специалисты должны оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка. Эта оценка называется оценкой безопасности.
Ее цель – определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедлительное принятие мер по обеспечению безопасности детей, если уровень риска окажется высоким.

Оценка безопасности ребенка в семье требует быстрого и точного выявления факторов, причин, ведущих к возникновению ситуаций, в которых дети подвержены серьезной опасности.  В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать следующее:

серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место в недавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;

ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;

неконтролируемое семейное насилие;

неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;

крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску причинения ему серьезного вреда.

Выявление любого из этих обстоятельств достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение информации от следующих людей:

ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/ неудовлетворение основных жизненных потребностей;

его братья и сестры;

родители/ опекуны ребенка;

сожитель родителя/ опекуна;

дети сожителя, живущие в доме;

другие дети, живущие в доме;

другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных связях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).

Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контакта для проведения собеседования с ними. При невозможности личной встречи при первом посещении семьи, специалисты должны предпринять попытку встречи с отсутствующими членами семьи в течение 3–4 последующих рабочих дней.

Выявив одну или несколько угроз безопасности, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности ребенка и только после этого можно приступить к проведению детальной оценки более отдалённых рисков, потребностей и ресурсов семьи, разработке плана работы по ее реабилитации.

Возможные варианты действий, направленных на защиту ребёнка:

оказание интенсивной социальной помощи по месту проживания ребенка (усиленный контроль) без его изъятия из семьи;

привлечение близких родственников для организации ухода за ребенком по месту его проживания;

отобрание ребенка из семьи и временное размещение его в безопасную среду и другое.

Дети должны отбираться из семей только в тех случаях, когда исчерпаны все другие, менее радикальные средства обеспечения их безопасности в семье. Для этого специалисты должны выяснить, есть ли возможность защитить ребенка по месту проживания, задействовав возможности семьи, и удостовериться в том, что отобрание ребенка из семьи является единственным способом обеспечить его безопасность.

Отобрание ребенка осуществляется на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних или органа опеки и попечительства.

4. Оценка рисков нахождения ребёнка в семье.

После проведения оценки безопасности и независимо от того, были ли найдены угрозы безопасности или нет, необходимо произвести оценку рисков, что позволит определить вероятность причинения серьезного вреда ребенку в более отдаленном будущем – на протяжении нескольких следующих недель или месяцев.

Степень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до очень высокого.

Очень высокий и высокий риск предполагает, что если специалисты охраны детства не вмешаются в ситуацию, то существует высокая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения необратимых физических повреждений и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению. Ребенок находится в социально опасном положении или нуждается в государственной защите.

Умеренный риск предполагает, что, несмотря на присутствие факторов риска, отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку угрожает непосредственный риск серьезных физических травм или смерти; в семье применяются конструктивные схемы поведения и имеются другие факторы безопасности, которые позволяют контролировать уровень риска. Ребенок остается в семье, ситуация в семье контролируется специалистами, при необходимости несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении.

Низкий риск предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает, что вмешательство специалистов охраны детства с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.

Важнейшим методом для сбора информации для точной оценки нынешнего уровня безопасности и будущего риска для ребенка/детей является процесс организации бесед.

При планировании бесед необходимо учитывать следующее:

обзор имеющейся информации о случае;

определение очередности собеседований (с кем и в каком порядке необходимо встретиться);

кто должен присутствовать во время беседы (например, представитель органов внутренних дел, родитель, учитель и т.д.);

место проведения беседы.

Специалисты должны, как минимум, провести беседу с ребенком, с родителями, со всеми взрослыми и детьми, проживающими в доме, со специалистами, ранее занимавшимися/занимающимися на сегодняшний день проблемами семьи и ребенка/детей, с другими уполномоченными лицами.

Если поступившая информация содержала сведения о жестоком обращении, насилии над детьми, первая беседа должна быть проведена с ребенком, предположительно ставшим жертвой жестокого обращения.

Частью процесса оценки риска должно быть обязательное посещение семьи на дому.

Учреждение образования должно проинформировать органы внутренних дел о ставших известными фактах насилия над ребенком.

5. Принятие решения по случаю.

По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности) и на основании результатов оценки рисков (вероятность причинения ребенку в будущем серьезного вреда), может быть принято одно из решений:

признать ребенка находящимся в социально опасном положении (в течение 3 дней с даты поступления в учреждение информации, на основании акта по форме согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47), осуществлять контроль за положением ребенка в семье – при наличии угроз безопасности и/или высокого, очень высокого или, в случае необходимости, умеренного риска причинения вреда в будущем;

направить семью к специалистам социально-педагогической и психологической службы школы, в ТЦСОН  и др. структуры для оказания профилактической или консультативной помощи – при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда;

отметить в журнале сообщений информацию о неблагополучии ребенка как неподтвержденную - при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска.

По итогам реализации данного этапа подготавливается ответ в орган, информировавший о семейном неблагополучии.

6. Комплексная оценка положения семьи (при признании ребенка находящимся в социально опасном положении).

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводиться на этапе работы с ребенком и семьей, находящейся в социально опасном положении.

Он позволяет вносить коррективы в индивидуальный план
защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, план по защите прав несовершеннолетнего, а также, в случае необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите, позволит с учетом особенностей ситуации, в которой находится ребенок и его семья, составить межведомственный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, который может быть действительно реализован с участием различных органов и организаций.

 Проведение всесторонней комплексной оценки позволяет индивидуально подойти к удовлетворению потребностей конкретной семьи или устранению стоящих перед ней проблем на основе анализа сильных сторон семьи, что существенно повышает  шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.

Оценка положения семьи должна проводиться совместными усилиями специалистов  и членов семьи.

Проведение оценки положения семьи включает:

сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;

сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;

формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;

выявление услуг (видов помощи), наилучшим образом отвечающих потребностям ребенка и его семьи;

анализ эффективности выполнения индивидуального плана
защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, плана по защите прав несовершеннолетнего.

Для проведения комплексной оценки семьи, выявления  ее сильных сторон, проблем и причин жестокого обращения с ребенком, необходимо произвести  оценку  различных аспектов  жизнедеятельности семьи и ее членов посредством сбора необходимой информации от всех заинтересованных:

        жилищные условия;

финансовое и материальное положение;

социальные контакты семьи и возможности получения помощи;

здоровье и получение медицинских услуг;

употребление ПАВ;

эмоциональная стабильность родителей;

родительские навыки и отношения с детьми;

характеристики детей;

условия для развития личности ребенка;

взаимоотношения между родителями;

история насилия в семье;

особенности личности родителей и их жизненный опыт.

При проведении оценки следует привлекать членов семьи для определения их собственных проблем и потребностей, так как только они обладают полной информацией о своей жизненной ситуации. Проведение оценки совместными усилиями позволяет семье получить достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.

Среди конструктивных моделей поведения родителей, которые можно квалифицировать как сильные стороны, можно отметить следующие:

родители признают, что их заболевание (поведение) оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком;

родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача;

родители принимают от других людей помощь в выполнении своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно; а также другой родитель или член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей.

7. Оформление карты социального расследования (приложение 1).

При проведении социального расследования важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск неудовлетворения основных жизненных потребностей детей:

уязвимость ребенка, связанная с его уровнем развития и особенностями поведения детей (возраст, темперамент, состояние здоровья, уровень физического, умственного, социального развития);

особенности родителей (готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком либо неудовлетворения его основных жизненных потребностей и принять меры к защите ребенка; заболевания, влияющие на поведение родителей (алкоголизм, наркозависимость, умственная отсталость, психические заболевания), родительские навыки);

наличие и количество случаев обращений / подозрений на наличие жестокого обращения с детьми в семье либо неудовлетворения их основных жизненных потребностей в прошлом;

характер функционирования семьи (распределение ролей / обязанностей, наличие материальных и финансовых ресурсов и их использование, способы решения членами семьи конфликтных и кризисных ситуаций).

Социальное расследование должно быть завершено в 2-недельный срок.

В случае признания ребенка находящимся в социально опасном положении должны быть оформлены акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и карта социального расследования; если критериев социально опасного положения не установлено – карта социального расследования.

Рекомендуемая литература

  1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З
    (ред. от 24.12.2015).
  2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
    от 21.04.2003  № 194-З (ред. от 04.01.2016).
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З
    (ред. от 04.01.2014).
  4. Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII "О правах ребенка"
    (ред. от 12.12.2013).
  5. Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII "О здравоохранении" (ред. от 16.06.2014).
  6. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
    (ред. от 12.12.2013).
  7. Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 №73-З "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
    (ред. от 04.01.2014).
  8. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5, Указа Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 № 143, Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 6, 23.02.2012 №2).
  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 
    № 1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь» (ред. от 15.05.2013).
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1599 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних" (ред. от 14.04.2014).
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 «Об утверждении Положения о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите» (ред. от 08.05.2013).
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 «Об утверждении Положения о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям» (ред. от 08.05.2013).
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 «Об утверждении Положения о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
    (ред. от 08.05.2013).
  14. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь
    от 30.03.2010 № 36 "Об утверждении перечня заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности".
  15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 "Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)".
  16. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите"
    (ред. от 25.07.2011).
  17. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.08.2003 № 38 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества и Положения о подростковом наркологическом кабинете"
    (ред. от 17.12.2007).

                                                                                                                       Приложение 1

Карта социального расследования

  1. Откуда поступил запрос  ____________________________________________________
  2. Дата начала социального расследования _______________________________________

Дата завершения социального расследования _______________________________

  1. Адрес проживания (регистрации), телефон_____________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Сведения о несовершеннолетних (Ф.И.О., дата рождения, учреждение образования, класс, состояние здоровья, гражданство) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Степень опасности для детей на начало расследования  (есть ли угрозы безопасности  в  доме  и какие) ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Принятые меры по безопасности:

Ребенок (дети)  на ________  (указать период):

  • оставлены в доме под  присмотр другого родителя
  • помещены в приют (больницу)
  • переданы  другим родственникам  (ФИО, степень родства, адрес) 

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • другое__________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Сведения о матери: 

Ф.И.О., возраст  ___________________________________________________________

Место работы, должность ___________________________________________________
__________________________________________________________________________

Употребление алкоголя  _____________________________________________________

Привлекалась ли к уголовной ответственности  _________________________________

  1. Сведения об отце

Ф.И.О., возраст  ___________________________________________________________

Место работы, должность ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

            Употребление алкоголя  _____________________________________________________

Привлекался ли к уголовной ответственности   _________________________________

  1. Другие члены семьи (сожитель, проживающие в доме родственники), их влияние на безопасность детей

  1. Материальные условия семьи  _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия (в том числе наличие и принадлежность жилья, права детей на жилье, задолженность по оплате коммунальных услуг)  __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проблемы в семье:

а) со слов членов семьи: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) со слов соседей (родственников): ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) со слов администрации школы, дошкольного учреждения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) со слов других заинтересованных (администрации сельского Совета, медицинских работников и др.)

__________________________________________________________________________

  1.  Существующие риски для ребенка (отметить степень риска) __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Существующие ресурсы семьи  ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Оценка семейной ситуации специалистами 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что семья может сделать самостоятельно ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Что семья не может сделать самостоятельно

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Необходимая помощь ребенку (детям) __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

семье ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Результаты социального расследования. Выводы: _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подписи специалистов

________________                                                              _____________

________________                                                              _____________

________________                                                              _____________

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.