Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 15 человек

Образовательно-профессиональное самоопределение старшеклассников

Дата: 21 апреля 2017 в 09:02
Образовательно-профессиональное самоопределение старшеклассников

Н.А.Залыгина,

С.А.Конюх-Синица

(Национальный институт образования)

Ежегодно после завершения вступительной кампании в вузы, ССУЗы и СПТУ становятся видны нерешённые проблемы образовательно-профессионального самоопределения выпускников. Подан­ным Департамента по занятости Министерства труда и социальной защиты на 1 июля 2003 г., в службах занятости страны зарегистрировались 3016 выпускников школ 2003 г., в минском город­ском Центре занятости населения на 1.08.03 г. состояли на учёте 1028 несовершеннолетних.

Проблемы занятости несовершеннолет­них, неоправданно высокие конкурсы в вузы и ССУЗы по неперспективным для рынка тру­да, но престижным у старшеклассников спе­циальностям, не всегда обоснованные и соот­ветствующие потребностям личности ориента­ции на обязательное высшее образование безот­носительно к будущей сфере деятельности нельзя считать следствием отсутствия эффек­тивной профориентационной работы в школе. Социальный феномен «продолженного образо­вания» (когда молодые люди предпочитают продлить срок обучения, стремятся подольше остаться в статусе обучающегося) характерен для современного общества, которое социоло­ги называют «обществом неопределённости и риска» [3, с. 57].

Есть и множество объективных факторов, влияющих на образовательно-профессиональ­ное самоопределение старшеклассников. Мы остановимся на тех из них, которые связаны с профильным и дифференцированным обуче­нием в старших классах, что является одним из доминирующих условий образовательно-профессионального самоопределения выпуск­ников. К сожалению, в последнее время наме­тилась тенденция сокращения приёма в СПТУ выпускников базовой школы, что обусловлено экономическими причинами (оказалось нерен­табельным обучать профессии с четырнадцати-и пятнадцатилетнего возраста).

16

 

Жизненное самоопределение старшек­лассника традиционно связывается со специ­фикой этапов развития личности (старший под­ростковый или юношеский возраст) и характе­ризуется в динамике (от менее развитого к бо­лее развитому). Соответственно, речь идёт об уровнях самоопределения, а самый высокий — задаётся как идеал. Так, анализируя способ­ность подростка к организации собственной жизни, И.С.Кон писал о следующих типах са­моопределения личности: «диффузная иден­тичность» (отсутствие качеств личности, необ­ходимых для осуществления самоопределе­ния), «предрешённость» (несамостоятельное самоопределение, без кризиса и борьбы моти­вов, на основе внешнего воздействия), «мора­торий» (выбор жизненного пути осуществля­ется в борьбе мотивов, в столкновении внут­ренних и внешних детерминант, связан с вы­соким уровнем самостоятельности и тревожно­сти личности), «зрелая идентичность» (про­цесс выбора завершён, имеет место переход от поиска себя к практической самореализации)

[1].

Реальное самоопределение старшекласс­ников выглядит несколько иначе. Об этом сви­детельствуют данные факторного анализа ре­зультатов социологического исследования (оп­роса учащихся XI классов г.Минска, 608 чел.), выполненного в рамках темы «Социокультур­ные условия и факторы распределения пото-

Адукацыя 1'выхаванне, №2, 2004

Н.А.Залыгина, С.А.Конюх-Синица. Образовательно-профессиональное самоопределение...

ков учащихся городских и сельских школ по направлениям профильной дифференциации» (2002 г., НИО).

Факторный анализ позволил выявить сле­дующие типы образовательно-профессиональ­ного самоопределения учащихся.

1. «Образователъно-средовой»9т.е. детер­минированный характеристиками ближайше­гозначимого окружения. Здесь преимущество имеют образование родителей и сфера их дея­тельности, которые у данной группы учащих­сяпрактически полностью определяют все осо­бенности образовательно-профессионального самоопределения и выбора жизненного пути, в том числе уровень и профиль образования. Сфера деятельности матери (факторная нагруз-ка (О,66) чуть более значима для самоопределе­ния этих подростков, чем сфера деятельности отца, причём независимо от пола стар­шеклассников. Такой тип самоопределения с теоретической точки зрения нельзя назвать развитым, поскольку он навязан извне. Одна­ко мы должны считаться с тем, что в реально­сти профиль образования, уровень обучения и будущий профессиональный выбор у значи­тельной части старшеклассников определяют­ся значимыми другими и никакие объектив­ные признаки (склонности, способности, уро­вень знаний) не станут препятствием для обу­чения по профилю и получения соответствую­щего образования, если только в этом направ­лении родители могут обеспечить своему ре­бёнку социальное продвижение и гарантию достатка. Соответственно, необходима профо-риентационная работа с родителями учащих­ся, поскольку определяется в выборе не толь­ко сам подросток, но и всё его значимое окру­жение.

2. «Индивидуально-романтический». Здесь представлены элементы самостоятель­ного выбора безотносительно к объективным условиям: характеристикам среды, успевае­мости, способностям и склонностям к обуче­нию по профилю. Несмотря на то что интере­сы самоопределяющейся личности здесь доми­нируют, данный тип образовательно-професси­онального самоопределения имеет существен­ные издержки, связанные с его недостаточной обоснованностью. Основными признаками дан­ного типа являются стремление к самореали­зации (0,57), самоутверждению (0,58), самоор­ганизации (0,63), управлению собственной Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

 

судьбой (0,52). Потребности и интересы лично­сти в данном типе самоопределения не просто доминируют, а довлеют и абсолютно не соотне­сены с планированием будущего — с представ­лением о собственном будущем, характеристи­ками ближайшего окружения, т.е. обеспечени­ем условий для получения образования и даль­нейшего социального продвижения, матери­альным положением семьи и отношением ро­дителей к избранному пути.

  1. «Оптимальный», который объединяет
    вместе всего три, но наиболее важных показа­
    теля: уже осуществлённый выбор профессии
    (0,74), чёткие жизненные планы (0,53), а не
    только абстрактные цели (например, получе­
    ние высшего образования как такового), поло­
    жительное отношение родителей к избранно­
    му пути (0,51). Среди издержек данного типа
    можно отметить некоторую предопределён­
    ность, полное отсутствие «романтики» профес­
    сионально-образовательного выбора, намерен­
    ное сужение его сферы.
  2. «Прагматичный», Здесь имеют место
    всего лишь два признака: материальное поло­
    жение семьи (0,70) и положительное отноше­
    ние родителей к избранному пути (0,53). Соци­
    альный статус родителей и достаток оказыва­
    ют если не абсолютное, то доминирующее вли­
    яние на данный тип самоопределения. Он
    встречается и у подростков из семей с низким
    социальным статусом, невысокими доходами,
    и у старшеклассников, чьи родители занима­
    ют высокое статусное положение и, соответ­
    ственно, имеют доходы выше среднего. У под­
    ростков, самоопределяющихся по данному
    типу, образовательно-профессиональный вы­
    бор полностью детерминирован извне, навязан
    даже не ближайшим значимым окружением,
    а обстоятельствами.
  3. «Аморфный» основан исключительно
    на общем представлении о своём будущем
    (0,82).
  4. «Тендерный» объединяет подростков с
    чётко выработанными, конкретными жизнен­
    ными планами (0,82), которые оказываются
    тесно связанными с полом (0,82) самоопреде­
    ляющегося субъекта. В эту группу включают­
    ся юноши, идущие в армию или связывающие
    своё будущее с преимущественно «мужской»
    сферой деятельности (армия, МВД, МЧС), а
    также девушки, ориентирующиеся на «женс­
    кие» профессии либо собирающиеся реализо-

17

2 «Адукацыя i выхаванне» № 2

вать себя преимущественно в семейно-репро-дуктивной сфере.

Профориентационная работа в школе дол­жна учитывать специфику самоопределения старшеклассников. В настоящее время она, как правило, весьма условно связывается с учебно-воспитательным процессом, не рас­сматривается как систематическая, а прохо­дит в виде разовых мероприятий с приглаше­нием специалистов извне] Отсутствует коор­динация на должном уровне профориентаци-онной работы в школе с деятельностью Респуб­ликанского центра профориентации молодёжи и центров занятости населения, а следователь­но, она идёт без учёта современной социально-экономической ситуации и состояния рынка труда. Пока что в школе нет или недостаточно специалистов с функциями психолога и педа-гога-профконсультанта, хотя определённые знания по профконсультированию и помощи в образовательно-профессиональном самоопре­делении учащихся даются уже в процессе под­готовки социальных педагогов на факультете социально-педагогических технологий БГПУ им. Максима Танка.

(Создание в общеобразовательной школе системы профориентации, соответствующей изменениям в обществе, учитывающей необ­ходимость дифференцированного и профиль­ного обучения, требует выделения профориен-тационной работы в самостоятельное направ­ление учебно-воспитательного процесса. Она должна проводиться по трём направлениям, что обеспечит её непрерывность и взаимосвязь всех её составляющих (профконсультирова-ния, профвоспитания, профдиагностики). На всех этапах профориентационной работы (под­готовительный, завершающий и уточняющий) учитываются возрастные особенности.

Целью подготовительного этапа явля­ется подведение учащихся к необходимости осознанного выбора профессии с учётом своих особенностей, способностей, интересов. Такая работа ведётся в течение всего школьного обу­чения, но доминирует в начальной школе. Ос­новная задача профконсультантов — ориенти­рование школьника на дальнейшее обучение по профилю. Содержанием деятельности пси-холога-профконсультанта на данном этапе яв­ляются диагностика способностей, задатков, выявление специфики личности каждого школьника, а затем — наблюдение и консуль-18

 

тирование для принятия решения о переходе на следующую ступень обучения, пред полага-ющую профильность, изучение интересов не только самого учащегося, но и его ближайше­го значимого социального окружения, в пер­вую очередь семьи. Подготовительная консуль­тация включает также мероприятия по озна­комлению с различными профессиями (бесе­ды, экскурсии), носящие преимущественно развивающий характер и проводимые в кол­лективной или групповой форме. Профпросве-щение на этом этапе предусматривает знаком­ство учащихся с кратким описанием профес­сий, разработанным специалистами центров занятости населения, изучение профосведом-лённости, социального и индивидуального рей­тинга профессий у учащихся.

Показателями эффективности проведе­ния подготовительной профориентационной работы являются: наличие результатов психо­логической диагностики задатков, способнос­тей, личностных качеств и профессиональных интересов учащихся V классов в личных де­лах; обоснованные рекомендации-характерис­тики профиля обучения на каждого учащего­ся; количество и качественный уровень прове­дённых бесед, экскурсий и т.д. по ознакомле­нию учащихся с профессиями.

В ходе подготовительной профориентации формируются основы профессиональных инте­ресов, обращается внимание как самих уча­щихся, так и их родителей на необходимость развития определённых способностей на осно­ве имеющихся задатков,вхоответствии с ори­ентацией на определённый вид дифференциро­ванного и профильного, а затем и профессио­нального обучения.

Целью завершающего этапа профориен­тации является оказание помощи в выборе кон­кретной профессии и уровня образования в со­ответствии с интересами и склонностями, осо­бенностями развития, состоянием здоровья, способностями, возможностью поддержки со стороны ближайшего социального окружения, в первую очередь семьи. В рамках завершаю­щей профориентации осуществляются диагно­стика профнамерений, мотивов выбора профес­сии, ориентации на уровень образования и спо­собов его получения, а также профдиагности-ка качеств, необходимых для освоения выб­ранной профессии, фиксируется динамика раз­вития общих и специфических способностей,

Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

Н.А.Залыгина, С.А.Конюх-Синица. Образовательно-профессиональное самоопределение...

уровня функциональной грамотности. На этом этапе происходит знакомство учащихся, выб­равших конкретные профессии, с профессиог-раммами, т.е. развёрнутыми и полными опи­саниями профессий, составленными специа­листами центров занятости населения. Завер­шающий этап профориентационной деятельно­сти в школе соответствует обучению в старших классах и должен проводиться по трём основ­ным направлениям: психолого-педагогическо­му, медицинскому, справочному. В качестве результата такой деятельности планируется создание развёрнутой профориентационной характеристики на выпускника базовой и сред­ней школы.

Результаты профориентационной работы с I по XI класс фиксируются в личном деле и являются основанием для рекомендаций по профилю обучения, уровню образования и про­фессиональному выбору.

На завершающем этапе преимущество от­даётся индивидуальному консультированию, поэтому школьный педагог-профконсультант и психолог-профконсультант должны иметь график проведения консультаций. Предпола­гается охват всех старшеклассников профкон-сул ьтацией и профд иагностикой, которые для выпускников базовой и основной школы дол­жны носить обязательный характер.

Показателями эффективности завершаю­щего этапа профориентационной работы явля­ются: результаты полной профессиональной диагностики выпускников школы; наличие медицинских рекомендаций; наличие сформи-Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

 

рованного и обоснованного профессионального выбора у выпускников, обоснованной ориента­ции на уровень последующего образования. Профориентационная характеристика способ­ствует снижению элемента случайности при поступлении в учебные заведения. Она же при несостоявшемся поступлении выпускников поможет специалистам центров занятости на­селения обеспечить необходимую профессио­нальную подготовку несовершеннолетнего без­работного.

Третий, уточняющий, этап профориен­тации в школе выходит за рамки деятельнос­ти этого социального института и ставит своей целью оказание помощи в утверждении выб­ранной профессии. На этом этапе предполага­ется активное взаимодействие школьных пе­дагогов и психологов-профконсультантов с ад­министрацией вузов и ССУЗов, профконсуль-тантами и администрацией СПТУ, работника­ми центров занятости населения с целью вы­явления эффективности профориентационной работы в школе и формулирования результа­тов профдиагностики выпускников.

Показателем эффективности работы на данном этапе может служить доля учащихся-выпускников базовой и средней школы, осу­ществивших свой профессиональный выбор или выбор уровня образования в соответствии с рекомендациями школьных профконсуль-тантов, и анализ причин профвыборов, кото­рые не соответствовали рекомендациям профо-риентационных характеристик.

Систематическая плановая работа по про­фориентации учащихся в общеобразователь­ной школе предполагает создание кабинетов профориентационной работы. В нём желатель­но иметь:

  • справочники и планы набора в учебные
    заведения, уточнённые и откорректированные
    по каждому году;
  • справочники для поступающих в выс­
    шие, средние специальные заведения и ПТУ;
  • информацию о потребностях в трудовых
    ресурсах в регионе и об анализе динамики рынка
    труда в регионе из служб занятости населения;
  • классификационные списки специаль­
    ностей, условия приёма на производства в ре­
    гионе;
  • краткие описания профессий для инди­
    видуального ознакомления школьников и про­
    паганды профессий;

19

 • набор профессиограмм, т.е. подробное и систематическое описание профессий для осу­ществления завершающего этапа профкон-сультирования и выбора профессии.

Кабинет профориентационной работы дол­жен иметь развёрнутый план проведения про-фориентационных мероприятий с учащимися с I по XI (в перспективе XII) класс, график про­ведения индивидуальных консультаций (на видном месте), план работы профориентацией -ных комиссий и протоколы их заседаний, на­бор рекомендуемых диагностических методик для профориентации и профотбора.

Развёрнутый план профориентационной работы в школе составляется ежегодно с ука­занием этапов и основных мероприятий по каждому этапу в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Здесь же фиксиру­ются основные мероприятия по работе проф-консультанта с родителями (психолого-педаго­гическое просвещение по вопросам профориен­тации; родительские собрания, лекции, бесе­ды; привлечение родителей к организации и проведению школьных мероприятий по профо­риентации; индивидуальные консультации родителей по проблемам профориентации уча­щихся). Предполагается наличие журнала предварительной записи на профессиональ­ную диагностику и консультирование.

В плане профориентационной работы для психолога- и педагога-профконсультанта дол­жны быть предусмотрены консультации и по­лучение методической помощи в Республи-

.

 

канском учебно-методическом центре профо­риентации молодёжи.

Развёрнутый план составляется психоло­гом- и педагогом-профконсультантом, рассмат­ривается на заседании профориентационной комиссии и утверждается директором.

Для осуществления внутришкольного контроля профориентационной работы, а так­же для обеспечения коллегиальности, обосно­ванности и гласности в принятии решений, оп­ределяющих рекомендации по профилю обуче­ния каждого учащегося, уровню его возможно­го образования, профессиональному выбору, целесообразно создание в школах профориен-тационных комиссий, заседающих не реже двух раз в течение учебного года и наделённых широкими полномочиями. В состав комиссий должны войти директор школы (председа­тель), психолог- и педагог-профконсультант, медицинский работник школы, представители родительского комитета, завучи по учебной и воспитательной работе. В заседаниях комис­сий могут принимать участие педагоги-пред­метники, мастера учебно-производственных комбинатов и др. Возможно также участие представителей заинтересованных предприя­тий, учебных заведений.

Помимо утверждения планов и отчётов, на заседаниях комиссий утверждаются профо-риентационные характеристики с рекоменда­циями по выбору профессии, профиля обуче­ния и уровня образования, которые составля­ются на основе данных личных дел выпускни­ков школы.

Помощь в формировании развитого обра­зовательно-профессионального самоопределе­ния выпускника в качестве необходимого (но не единственного!) элемента включает изуче­ние

  • задатков, склонностей и способностей
    учащихся к определённым видам деятельности, обеспечение профильности обучения;
  • ценностных ориентации — детерминант
    профессионального выбора;
  • объективных условий профессионально­
    го самоопределения;
  • диапазона осведомлённости о професси­ях;
  • социального и индивидуального рейтин­га профессий;
  • профессиональных интересов;
  • мотивации профессионального выбора;

Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

Н.А.Залыгина, С.А.Конюх-Синица. Образовательно-профессиональное самоопределение...

  • уровня функциональной грамотности;
  • профнамерений.

Изучение задатков, склонностей, способ­ностей может быть успешно осуществлено с помощью психологического тестирования по уже апробированным методикам. Следует учитывать, что достаточно развитое самоопре­деление, в т.ч. профессиональное, формиру­ется в возрасте ранней юности и его диагнос­тика возможна только в старших классах школы. В то же время задачи ранней профи л ь-ности и специализации обучения в школе тре­буют более ранней диагностики элементов бу­дущего самоопределения. Следует отметить, что применение вербальных методик (тесто­вых или анкет), фиксирующих элементы бу­дущего самоопределения, в младших и сред­них классах общеобразовательных школ не­эффективно, потому что ответы «навязывают­ся» ребёнку опросником, он стремится отве­тить не так, как считает нужным, а так, как «надо». Сами элементы самоопределения в доподростковый период динамичны, измен­чивы (в т.ч. и способности, которые находят­ся в стадии становления). Для изучения объективных условий самоопределения воз­можно проведение анкетного опроса, фикси­рующего влияние ближайшего значимого со­циального окружения (семьи, друзей) на про­фессиональный выбор, выбор уровня образо­вания и возможности социальной поддержки со стороны семьи при его осуществлении. Бе­зусловно, нельзя ориентировать подростка на профессию, освоение которой требует значи­тельных затрат, при отсутствии необходимой материально-экономической поддержки со стороны семьи.

Для оказания помощи старшекласснику в выборе сферы будущей деятельности, про­фессии, уровня образования педагогу-проф-консультанту необходимо изучить ценностные ориентации подростка, детерминирующие бу­дущий профессиональный выбор.

Для осуществления образовательно-про­фессионального выбора старшекласснику не­обходимо иметь достаточно широкий диапазон осведомлённости о профессиях. Выявление данного диапазона — основание для коррекции профпросвещения. Обычно диапазон профес­сиональной осведомлённости учащихся незна­чителен, поэтому образовательно-профессио­нальное самоопределение современного стар-

Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

 

шеклассника идёт по очень ограниченному кругу специальностей. Практика показывает, что наиболее известны старшеклассникам про­фессии педагога (упоминание о ней превыша­ет в восемь раз общую частоту) и врача (назы­вается в 7,7 раза чаще, чем другие профессии). Далее идут: инженер, шофёр, артист, слесарь, строитель, продавец, повар, парикмахер, свар­щик, милиционер. Широким считается диапа­зон осведомлённости о профессиях, когда стар­шеклассник называет от 25 до 40 их наимено­ваний, диапазон среднего уровня — 20—25 наи­менований, узкий — не более 20 профессий. В последнем случае следует считать, что образо­вательно-профессиональное самоопределение идёт по ограниченному кругу специальностей и необходимо больше внимания уделить про-финформации как элементу профориентацион-ной деятельности.

После завершения анализа результатов изучения диапазона профессионального выбо­ра можно перейти к изучению рейтинга про­фессий у старшеклассников. Их просят на­звать профессии, которые больше всего ценят­ся в обществе (социальный рейтинг), а затем назвать те профессии, которые каждый из них ценит больше всего (индивидуальный рей­тинг). Социальный рейтинг названных профес­сий (субъективная оценка их общественной значимости) у старшеклассников не совпада­ет с индивидуальным рейтингом (субъектив­ной оценкой личностной значимости профес­сии). Ошибка многих профконсультантов в том, что в основу прогноза о профнамерениях старшеклассника они кладут социальный рей­тинг профессии. Среди наименее привлека­тельных профессий интеллектуального труда первые места занимают профессии педагога и врача; профессии бытового и обслуживающе­го труда имеют больше преимуществ в глазах старшеклассников, чем промышленные и строительные.

Ошибки подростков, выбирающих про­фессию только на основании её престижа в об­ществе, основаны на том, что в данном случае они стремятся не столько к самой профессии, сколько к связанной с ней элитарности. В пос­ледующем это часто приводит к разочарованию в профессии. Поэтому профконсультанту необ­ходимо выявлять субъективные основания избранной профессии, делая упор на анализе подростком её содержания, а не на сопровож-

21

дающих её атрибутах. Отсутствие у современ­ной молодёжи опыта настоящей учебно-произ­водственной деятельности и эпизодический характер профпросвещения не способствуют формированию объективной самооценки, под­крепляют завышенный уровень их притяза­ний, формируют пренебрежительное отноше­ние ко многим профессиям.

Многие старшеклассники не умеют раз­граничивать понятия «профессия» и «специ­альность», «квалификация» и «должность». Называя профессии, они могут написать: врач, хирург, терапевт, детский врач.

Подростки типизируют многие профессии по полу (женские и мужские), часто без особо­го основания. Например, ошибочно считаются мужскими профессии каменщика, крановщи­ка, сборщика, формовщика, шофёра.

Таким образом, низкий уровень профин-формированности современных старшекласс­ников требует введения в общеобразователь­ной школе факультативного курса «Основы выбора профессии», что облегчит индивиду­альное профконсультирование на завершаю­щем этапе.

Диагностика профнамерений старшек­лассников в общеобразовательной школе вы­являет проблемы раннего и позднего профес­сионального самоопределения, которые связа­ны с различного рода издержками. Если под­росток определился в профессиональной обла­сти достаточно рано (до IX класса), то, как пра­вило, его выбор обусловлен случайными ситу­ационными факторами, например кинофиль­мом или книгой, которые произвели сильное впечатление. Он ориентирован только на содер­жание деятельности без учёта условий дея­тельности, этапов и трудностей в приобрете­нии профессии и, как правило, не желает рас­сматривать варианты профессиональной само­реализации. Рано определившихся в профес­сиональной сфере подростков следует стиму­лировать к анализу условий деятельности в выбранной профессии, своих интеллектуаль­ных, физических и социальных (культурных, материальных) возможностей её приобрете­ния. Это позволит избежать разочарований при невозможности реализовать себя в раз и навсег­да избранной в начале жизненного пути един­ственной профессии. Педагогу-профконсуль-танту необходимо предложить альтернатив­ные варианты.

22

 

Раннее самоопределение подростка очень часто связано с завышенным уровнем его при­тязаний. Необходимо другое лицо, пользующе­еся его абсолютным доверием, которое помо­жет объективно оценить его возможности в освоении избранной профессии и совместить уровень притязаний с уровнем требований, предъявляемых к профессиональной подготов­ке. Таким лицом может и должен стать педа-гог-профконсультант.

Издержки позднего самоопределения ча­сто связаны с общей социальной незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации, что, в принципе, неустранимо только в ходе профориентационной работы и предполагает активизацию направлений обще­го социального воспитания.

Изучение мотивов выбора профессии у старшеклассников проводится с целью форми­рования устойчивой и обоснованной мотивации профессионального выбора. Для этого диагно­стики и консультирования недостаточно. Что­бы подросток не «уступал» право выбора сво­ей будущей профессии родителям, учителям, обществу, педагог-профконсультант должен помочь ему актуализировать значимые потреб­ности (метапотребности), обнаружить призва­ние, что предполагает изучение ценностных детерминант жизненного самоопределения.

Одна из задач современной школы — дать основы знаний и умений, которые могут быть применимы в любой профессиональной облас­ти, т.е. основы функциональной грамотности, включающей умение пользоваться информа­ционной техникой (компьютером и др.), со­ставлять деловые документы (заявление, слу­жебную записку, доверенность и др.); владение современными средствами связи, навыками культуры общения и взаимоотношений, осу­ществления простейших финансовых плате­жей, бытового и обслуживающего труда.

Функциональная грамотность не признак элитарности, современные выпускники обще­образовательных школ должны владеть ею так же, как и элементарной грамотностью, поэто­му необходимы её диагностика и коррекция в условиях школы. Наблюдаются две крайнос­ти: человек владеет определённым уровнем компьютерной грамотности, но не способен применить её в профессиональной деятельно­сти, или при высоком уровне его профессио­нальной грамотности функциональная грамот-

Адукацыя i выхаванне, №2, 2004

Н.А.Залыгина, С.А.Конюх-Синица. Образовательно-профессиональное самоопределение...

ность крайне низкая. Это мешает найти работу и сориентироваться в выборе профессии.

Таким образом, совершенствование про-фориентационной работы с учащимися преж­де всего связано с коренным изменением содер­жания и формы этой работы в общеобразова­тельной школе. Это повысит авторитет школы

 

как социального института, укрепит её соци­альные позиции, обеспечит более тесное взаи­модействие с родителями, а также организаци­ями, заинтересованными в качественном обра­зовательно-профессиональном самоопределе­нии выпускников, позволит решить проблему профильности обучения.

  1. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: Просвещение, 1^92. — С. 23—25.
  2. Надежда остаётся всегда // Советская Белоруссия. — 2003. — 8 августа.
  3. Чупров В.И., Зубок ЮЛ., Уильяме К. Молодёжь в обществе риска. — М.: Наука, 2001.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.