ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 октября 1999 г. № 1678
О приемной семье
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2002 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 5/10901) <C20201049>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15754) <C20500307>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 103 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 5/17175) <C20600103>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438) <C20701747>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249) <C21001095>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) <C21101049>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295) <C21300356>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 100 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2014, 5/38404) <C21400100>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 334 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.05.2016, 5/42014) <C21600334>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 961 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2018, 5/45989) <C21800961>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 570 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2022, 5/50636) <C22200570>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2023 г. № 902 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.12.2023, 5/52573) <C22300902>
На основании части четвертой статьи 170 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о приемной семье (прилагается).
2. Министерству образования:
по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом утвердить форму договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образец удостоверения, выдаваемого приемным родителям;
принять иные меры по реализации настоящего постановления.
Премьер-министр Республики Беларусь |
С.Линг |
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о приемной семье
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых структурным подразделением городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управление (отдел) образования), по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.
В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них.
Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).
2. На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов.
3. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи.
4. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее – приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.
Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.
Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, осуществляют методическое сопровождение деятельности приемных родителей.
5. План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования.
6. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).
Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, обеспечением их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:
в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в полугодие.
Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
7. Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, организует освоение ими образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) (далее – обучающие курсы).
8. Кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.
В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень).
При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.
9. Управление (отдел) образования либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.
При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей, продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).
10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью управлением (отделом) образования истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;
сведения о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидатов в приемные родители;
справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;
сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных кандидатами в приемные родители преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, а также сведения об отсутствии (наличии) у проживающих совместно с кандидатами в приемные родители совершеннолетних членов семьи судимости, о том, были ли они осуждены за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека, преступления, предусмотренные статьями 342<sup>1</sup>, 343 и 343<sup>1 </sup>Уголовного кодекса Республики Беларусь;
сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
11. На основании обследования условий жизни кандидатов в приемные родители и документов и (или) сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках освоения образовательной программы обучающих курсов.
12. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.
По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.
13. Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей образовательной программы обучающих курсов не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства.
14. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.
15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязаны ознакомить кандидата в приемные родители с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.
16. После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
17. На основании документов и сведений, указанных в пункте 4.6 перечня, пунктах 10 и 32 настоящего Положения, управление (отдел) образования готовит заключение о том, соответствует ли интересам ребенка устройство на воспитание в семью кандидатов в приемные родители, и проект решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи.
Проект решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи направляется управлением (отделом) образования в орган опеки и попечительства и рассматривается органом опеки и попечительства в срок, указанный в пункте 4.6 перечня.
В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.
В случае принятия органом опеки и попечительства решения об отказе в создании приемной семьи управление (отдел) образования возвращает заявителю все документы вместе с решением органа опеки и попечительства.
18. Срок, на который ребенок передается в приемную семью, устанавливается договором об условиях воспитания и содержания детей.
Договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению 1 заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение образования, реализующее образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.
Трудовой договор заключается на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
До заключения трудового договора управление (отдел) образования знакомит приемного родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.
19. Договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
В случае смерти одного из приемных родителей, расторжения их брака, выявления у одного из них заболевания, препятствующего исполнению обязанностей опекуна (попечителя), вступления в брак одинокого приемного родителя вопрос о продолжении функционирования приемной семьи решается органом опеки и попечительства.
20. При досрочном расторжении одной из сторон договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и (или) трудового договора вопрос о возможности воспитания детей в данной семье решается органом опеки и попечительства.
Все возникающие в результате досрочного расторжения указанных договоров имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора – судом в установленном законодательством порядке.
21. При передаче на воспитание в приемную семью нескольких детей может быть заключен один договор об условиях воспитания и содержания детей.
Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, в каждом случае принимается решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и заключается отдельный договор об условиях воспитания и содержания вновь поступающего в семью ребенка (детей). При подготовке решения органа опеки и попечительства о передаче следующего ребенка (детей) на воспитание в уже созданную приемную семью не требуется представление документов, указанных в пункте 4.6 перечня и пункте 10 настоящего Положения.
22. Передача других детей в приемную семью возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением управления (отдела) образования либо уполномоченных им органов и организаций.
23. Трудоустройство несовершеннолетнего приемного ребенка не влечет расторжения (прекращения) договора об условиях воспитания и содержания детей и (или) трудового договора.
24. В случае принятия решения органом опеки и попечительства об эмансипации приемного ребенка одновременно принимается решение о расторжении договора об условиях воспитания и содержания этого ребенка, а также трудового договора, если в семье не воспитываются другие приемные дети.
25. Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) – с братьями, сестрами, дедом, бабкой.
Передача детей в приемную семью не влечет возникновения между приемными родителями и приемными детьми правоотношений, вытекающих из родства.
25<sup>1</sup>. Деятельность приемной семьи прекращается на основании решения органа опеки и попечительства о прекращении деятельности приемной семьи и освобождении (отстранении) приемных родителей от обязанностей опекунов, попечителей, а также прекращения действия договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
ГЛАВА 3
ПЕРЕДАЧА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
26. На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.
27. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.
28. Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет – только с их согласия.
29. Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.
При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.
При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей. При этом договором об условиях воспитания и содержания детей на приемные семьи, принимающие на воспитание братьев и сестер, возлагается обязанность обеспечивать их регулярное общение.
30. Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.
31. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, управление (отдел) образования по месту жительства вновь выявленного ребенка обязаны обеспечить подготовку ребенка к передаче на воспитание в приемную семью:
организовать психологическую и педагогическую диагностику ребенка;
провести оценку потребностей ребенка в соответствии с формой, утвержденной Министерством образования;
довести до сведения приемных родителей информацию о потребностях ребенка и рекомендации о формах и методах воспитания ребенка, соответствующих особенностям личности ребенка.
32. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка;
медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;
документ об обучении (образовании) – для детей, получающих общее среднее образование;
документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);
сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документ, подтверждающий наличие у ребенка в собственности и (или) во владении и пользовании жилого помещения;
иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.
При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие), и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.
Документы, указанные в частях первой и второй настоящего пункта, передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей. Акт передачи документов ребенка его приемным родителям составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у приемных родителей, а второй – в личном деле подопечного.
33. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. Приемный родитель обязан готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение.
34. Приемные родители могут обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об ограничении общения приемного ребенка (детей) с родителями, другими родственниками в случаях, когда такое общение не соответствует его интересам. В заявлении они указывают, с кем из родственников, по каким причинам общение ребенка противоречит его интересам.
Управление (отдел) образования выясняет желание ребенка, достигшего возраста десяти лет, и готовит проект решения органа опеки и попечительства о порядке общения приемного ребенка с родителями и другими родственниками с указанием времени, места и иных условий общения либо об ограничении такого общения.
35. При поступлении приемного ребенка на обучение в учреждение образования, реализующее образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, и раздельном проживании с приемными родителями договор об условиях воспитания и содержания детей расторгается со дня зачисления ребенка в такое учреждение образования. Если в семье не воспитываются другие приемные дети, одновременно расторгается и трудовой договор.
При необходимости органом опеки и попечительства может быть решен вопрос об установлении попечительства над ребенком и раздельном проживании с попечителями.
36. При зачислении приемных детей в учреждения образования Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства спорта и туризма договоры об условиях воспитания и содержания детей, заключенные с приемными родителями, действуют до совершеннолетия приемных детей. Законными представителями таких детей остаются приемные родители, осуществлявшие опеку (попечительство) над ними до поступления в указанные учреждения образования, если приемные дети не приобрели дееспособность в полном объеме в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 4
ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
37. Приемные родители являются опекунами (попечителями) приемных детей, осуществляют права и обязанности опекуна (попечителя) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание приемных детей и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами.
38. Приемные родители обязаны:
проживать совместно с приемными детьми;
предоставить приемным детям соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, рабочее место, место для игр);
обеспечить уход за приемными детьми, совместный быт и досуг, надзор за их поведением и образом жизни;
организовать медицинские обследования и лечение в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями и состоянием здоровья детей.
39. Воспитание приемных детей, обеспечение их нравственного и физического развития, создание необходимых условий для получения ими образования, подготовка приемных детей к самостоятельной жизни, защита их прав и законных интересов осуществляются в соответствии с планом развития приемной семьи.
В случае невозможности посещения ребенком учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья приемные родители обязаны обеспечить получение им образования в установленных законодательством об образовании доступных для ребенка формах.
Порядок выполнения приемными родителями должностных обязанностей, обеспечения профессионального сотрудничества и преемственности в организации обучения и воспитания приемного ребенка (приемных детей) с учреждениями образования может регламентироваться правилами внутреннего трудового распорядка управления (отдела) образования.
40. Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
При досрочном расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей удостоверение на право представления интересов подопечного подлежит немедленному возврату в управление (отдел) образования.
41. Приемные родители с учетом мнения приемных детей вправе выбирать учреждения образования и формы обучения приемных детей и обеспечивают получение приемными детьми общего среднего образования.
42. На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством о труде (служебная командировка, освоение образовательной программы обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению управлением (отделом) образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между управлением (отделом) образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей).
Приемный родитель, отсутствующий в семье по основаниям, установленным законодательством о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей) на воспитание, средства на его содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в другой приемной семье, детском доме семейного типа, детской деревне, детском городке не позднее дня передачи ребенка (детей).
43. При наличии условий приемные родители, в семье которых воспитывается менее четырех приемных детей, обязаны принять приемного ребенка (детей), воспитывающегося в другой приемной семье (детском доме семейного типа), на время отсутствия у его приемных родителей (родителей-воспитателей) возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в связи с отпуском либо по иным основаниям, установленным законодательством о труде.
44. Приемный родитель имеет право ходатайствовать перед управлением (отделом) образования об устройстве его приемных детей на время его отсутствия по основаниям, установленным законодательством о труде, в другую приемную семью, детский дом семейного типа, с которыми у его семьи сложились дружеские отношения.
45. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор.
Приказом о предоставлении трудового отпуска приемному родителю определяется порядок устройства его приемных детей.
46. Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. Они обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком.
47. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников законодательством об образовании.
ГЛАВА 5
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
48. Исключен.
49. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются на основании решения органа опеки и попечительства в размерах и порядке, установленных законодательством.
Денежные выплаты по возмещению расходов на плату за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация (централизованные, а также локальные (септики, выгребные ямы и другие) системы канализации), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок), возмещение расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах, оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления), а также на оплату за пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), бытовыми услугами (услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту обуви), связанных с содержанием приемных детей, осуществляются в размерах и порядке, установленных законодательством.
50. При наличии медицинских и социальных показаний, копии рецепта врача (заключения врачебно-консультационной комиссии) и платежных документов (документов об оплате) управление (отдел) образования на основании заявления приемного родителя ходатайствует перед местным Советом депутатов о выплате приемному родителю денежных средств на приобретение для приемного ребенка (детей) лекарственных средств, изделий медицинского назначения или технических средств социальной реабилитации.
51. Исключен.
52. В случае, если воспитанник приемной семьи достиг совершеннолетия до завершения обучения в учреждении общего среднего либо специального образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание осуществляются до завершения обучения и решения вопроса о зачислении его в учреждение образования, реализующее образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, либо до его трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не более трех месяцев со дня окончания обучения.
53. Приемные родители ведут учет прихода и расхода текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей. Отчеты о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей, по форме согласно приложению 2 представляются приемными родителями два раза в год в управление (отдел) образования и утверждаются его руководителем.
Контроль за управлением имуществом приемных детей, в том числе принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями, осуществляется управлением (отделом) образования в соответствии с Положением о порядке управления имуществом подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677, и иными актами законодательства.
54. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет средств бюджета, принимается на баланс управлением (отделом) образования. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества и имущества, принадлежащего приемным детям.
При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, передается управлению (отделу) образования.
|
Приложение 1 к Положению |
Форма
ДОГОВОР № ______
об условиях воспитания и содержания детей
__ ______________ 20__ г. |
г. ______________________________ |
|
(место заключения настоящего договора) |
_____________________________________________________________________________
(наименование управления (отдела) образования районного, городского
исполнительного комитета, местной администрации района в городе)
в лице _______________________________________________________________________,
(должность служащего, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
действующего на основании ____________________________________________________
(устав, дата и номер
_____________________________________________________________________________,
утверждения, регистрации)
которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения настоящего договора, именуемый в дальнейшем управление (отдел) образования, с одной стороны, и гражданин _______________________________________
(фамилия, собственное имя,
_____________________________________________________________________________,
отчество (если таковое имеется)
гражданка ____________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
(далее – приемные родители), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Управление (отдел) образования передает, а приемные родители принимают на воспитание ребенка (детей): _____________________________________________________
(фамилия, собственное имя,
______________________________________________________________________________
отчество (если таковое имеется) каждого ребенка, номер, серия свидетельства
______________________________________________________________________________
о рождении (документа, удостоверяющего личность), кем и когда выдано (выдан)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
2. Для воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье обеспечиваются следующие условия:
предоставление соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности условий проживания (отдельная комната или ее часть), отдельной кровати и постельных принадлежностей, посуды для приготовления и приема пищи, оборудованного рабочего места для занятий, места для игр;
совместное проживание и быт ребенка (детей) и приемных родителей;
ежедневный уход и надзор за ребенком (детьми).
3. Права и обязанности сторон:
3.1. приемные родители по предложению, распоряжению или с ведома управления (отдела) образования за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, предусматриваемой трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, совместно осуществляют следующую неоплачиваемую деятельность по опеке (попечительству) над ребенком (детьми):
организуют адаптацию ребенка (детей) в семье;
обеспечивают безопасность ребенка (детей) и удовлетворение его основных жизненных потребностей, охраняют его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
организуют общение ребенка (детей) с братьями, сестрами, родителями, другими членами его семьи, формируют у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, представление об особенностях поведения и функциях всех членов семьи;
оказывают помощь в социализации после выпуска из учреждения образования;
контролируют сохранность имущества ребенка (детей) и защищают его имущественные и жилищные права и интересы, распоряжаются в интересах ребенка (детей) суммами, поступающими в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений;
оказывают ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей;
извещают орган опеки и попечительства о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и обучения ребенка (детей);
обеспечивают получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей);
не препятствуют возврату ребенка (детей) его родителям или усыновлению, если для этого возникнут законные основания;
сотрудничают с управлением (отделом) образования и не препятствуют устройству ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню, детский городок на время отсутствия у них возможности исполнять обязанности, установленные настоящим договором, по основаниям, установленным законодательством (служебная командировка, освоение образовательной программы обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое);
отчитываются перед управлением (отделом) образования о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей, а также об управлении имуществом приемных детей, в том числе принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями, в соответствии с Положением о порядке управления имуществом подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677, и иным законодательством;
получают на содержание каждого ребенка средства в размере, установленном законодательством, в следующем порядке: ______________________________________________________________________________
(порядок предоставления средств на содержание детей)
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________;
используют полученные средства на удовлетворение потребностей ребенка (детей), обеспечение их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости;
осуществляют иные обязанности опекуна (попечителя), предусмотренные законодательством: _________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________;
3.2. приемные родители имеют право:
определять способы воспитания ребенка (детей) с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства;
с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его интересами выбирать учреждения образования;
представлять интересы ребенка (детей) в государственных органах и иных организациях;
защищать права и интересы ребенка (детей);
управлять делами и имуществом ребенка (детей) в порядке, установленном законодательством, если не был назначен опекун над имуществом;
распоряжаться суммами, следуемыми ребенку (детям) в качестве пенсий, пособий, в порядке, установленном законодательством;
3.3. управление (отдел) образования осуществляет следующие права и обязанности:
3.3.1. со дня передачи ребенка (детей) на воспитание перечисляет денежные средства на содержание каждого ребенка (детей): на питание ребенка (детей), обеспечение его одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а также по достижении возраста 7 лет – на личные расходы;
3.3.2. своевременно компенсирует связанные с содержанием ребенка (детей) расходы:
за пользование квартирным телефоном (кроме личных междугородных и международных разговоров), бытовыми услугами (услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту обуви);
за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, плату за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок), по возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах;
на оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления);
3.3.3. оказывает правовую помощь приемному родителю в решении вопросов защиты прав и законных интересов ребенка (детей);
3.3.4. осуществляет контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка (детей), обеспечением их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, подготовкой его к самостоятельной жизни, выполнением настоящего договора в сроки, установленные законодательством. Данный контроль осуществляется в следующих формах: беседы с педагогами и лечащими врачами детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому, наблюдение педагога социального и педагога-психолога, анкетирование, проверка классных журналов, медицинских карт ребенка (детей) и иной документации. По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости управление (отдел) образования может не информировать приемных родителей о дате и времени осуществления контроля;
3.3.5. оказывает приемному родителю содействие в регистрации ребенка (детей) по месту жительства.
4. Приемные родители согласны:
принять на воспитание братьев и сестер приемного ребенка (при наличии условий);
принимать на каникулы, выходные, праздничные дни обучающихся в учреждениях образования бывших воспитанников приемной семьи и обучающихся в учреждениях образования братьев и сестер ребенка (детей), принятого на воспитание в приемную семью;
принимать на воспитание воспитанников других приемных семей, детских домов семейного типа на время отсутствия их приемных родителей (родителей-воспитателей);
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
5. Дополнительные условия настоящего договора (по договоренности сторон): ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
6. Срок действия настоящего договора _______________________________________
(лет, месяцев)
с ________________ 20__ г. по __________________ 20__ г.
Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за две недели до его истечения.
7. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:
по инициативе приемных родителей при наличии оснований, установленных в статье 167 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
по инициативе управления (отдела) образования при наличии оснований, установленных в статье 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
В случае расторжения настоящего договора по инициативе одной из сторон средства, полученные на содержание воспитанников в текущем месяце, возвращаются приемным родителем со дня, следующего за днем расторжения настоящего договора, в следующем порядке: ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
8. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок до 1 месяца после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а при его отсутствии передаются на разрешение в суд.
9. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится в управлении (отделе) образования, второй – у приемных родителей.
10. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями.
Руководитель управления (отдела) |
Приемные родители: |
_______________________________ |
__________________________________ |
(подпись) |
(подпись) |
_______________________________ |
__________________________________ |
(фамилия, собственное имя, |
(фамилия, собственное имя, |
_______________________________ |
__________________________________ |
отчество (если таковое имеется), |
отчество (если таковое имеется), |
_______________________________ |
__________________________________ |
данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства) |
данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства) |
|
__________________________________ |
|
(подпись) |
|
__________________________________ |
|
(фамилия, собственное имя, |
|
__________________________________ |
|
отчество (если таковое имеется), |
|
__________________________________ |
|
данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства) |
|
Приложение 2 к Положению |
Форма
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
Руководитель управления (отдела) образования |
|
|
____________ |
__________________________ |
|
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
|
____ _______________ 20___ г. |
|
|
(дата) |
ОТЧЕТ
о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей
Всего получено, рублей ________________________________________________________
Наименование расходов |
Сумма, рублей |
Примечание |
Питание |
|
|
Приобретение одежды и обуви |
|
|
Приобретение мягкого инвентаря |
|
|
Приобретение предметов первой необходимости, личной гигиены |
|
|
Приобретение учебников, учебных пособий и принадлежностей |
|
|
Выдано приемным детям на личные расходы |
|
|
Иные цели |
|
|
Остаток, рублей ______________________________________________________________
Всего получено пенсий, рублей _________________________________________________
Остаток на лицевом счете на начало отчетного периода, рублей |
Со счета получено, рублей |
Дата полу- |
Приобретенные товары (работы, услуги) |
Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), рублей |
Остаток на лицевом счете на конец отчетного периода, рублей |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
Приемный родитель |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |